menu_open Columnists
We use cookies to provide some features and experiences in QOSHE

More information  .  Close

Об истинном искусстве, а не ремесле мазилы

11 2
17.03.2025

В эпохальном фильме “Кин-дза-дза” есть один из самых пронзительных и знаковых моментов, когда прораба дядю Вову спрашивают, как на Земле определяют, сколько раз кому делать ку, если нет цветовой дифференциации штанов? На что дядя Вова отвечает: “Ну, это мы на глаз…” Так вот, в искусстве тоже нет штанов, и кто останется в вечности, мы, искусствоведы, определяем на наш насмотренный и пристрелявшийся глаз.

За последние полтора месяца я был на нескольких выставках, и не могу сказать, что что-то на меня произвело особое впечатление. В художествах как в литературе - макулатуры много, пишут и пишут, а читать нечего. Равно как в соцсетях этих блогеров как крысят в виварии моей маман в бытность её гистологом и эмбриологом в Первом Меде, куда переместились мои детские университеты после абортариев и родильных домов. И льются низкопробные помои нам сквозь глаза и уши прямо в мозги, и плесневеют там, и бродят, а потом булькают и отравляют жизнь своими миазмами.

Август Котляр, Ева Армисен и Наталия Котляр

Из интересного я за последние полтора месяца, с начала февраля 2025 года, видел только испанскую художницу Еву Армисен на выставке “Место, куда можно вернуться” в галерее Полины Аскери на Спиридоновке. Хозяйка - дама из нового света, приятная во всех отношениях. Я к галеристам хорошо отношусь, даже весьма, но мы из разного света - она в самом деле из нового, в силу юности, а я из старого, в силу уже полуантичной древности. О том, что такое светское общество я много писал, равно как и о том, как различаются новый свет и старый свет, и как между ними размыт полусвет; ровно три года назад кое-что написал здесь.

Роскошная женщина и первоклассная галеристка Полина Аскери

Картины Евы Армисен подкупили меня своей подлинностью, радостностью, беспретенциозностью - они о любви и о взаимной радости обожания, влечения, принятия. Сама художница приехала со своей сестрой, это зрелые дамы из Барселоны, настоящие каталонки. Благородные женщины. Исчезающий вид. Также на этой выставке были другие художники, которые художники как художники.

“Любовь” Евы Армисен

“Мать и дитя” Евы Армисен

Работа Евы Армисен

На редкость светлые и радостные работы Евы Армисен

Работы Евы Армисен

Перед этим я за неделю до открытия заходил в эту очень достойную Askeri Gallery, и смотрел работы Юрия Купера. Купера я знаю лет тридцать, равно как и людей этого уровня типа Рустама Хамдамова. Это выдающиеся мастера своего дела, я отдаю им должное. Но лично для меня Купер очень печален. Он объективно умён весьма, но, очевидно, его душевный склад - это величественная печаль. Его картины подёрнуты патиной, как будто жизнь ушла, а это остались воспоминания о временах наполненности жизненными соками - когда роскошными интерьерами замков, щётками и вениками, главными героями работ Купера, люди пользовались. Я как-то чуть не купил в Winter Gallery у своего товарища, американского арт-дилера одесского происхождения Игоря Метелицына, картину Юры с обгорелой спичкой. Весьма мастерски и реалистично изображённой. Но она навевала печаль, переходящую в русскую тоску, что нам, евреям - Куперу, мне и Метелицыну - не должно бы вообще быть свойственно. Уныние - не хуцпа, не мицва, и даже не комильфо.

Очень талантливый и очень печальный Юрий Купер

В галерее SNEG в Брюсовом переулке быстро прошла выставка фотографов и литографов азиатского происхождения. Работы были сделаны по-японски качественно, но лично мне запала в душу только единственная работа одного корейского мастера: корейская принцесса в полном парадном наряде, наложенном, как полупрозрачный палимпсест, на едва читаемое обнажённое тело молодой девушки. Я удивлялся стройности ног и правильности черт лица - не иначе, как чудеса корейской пластической хирургии?

Корейская принцесса из галереи SNEG, которая произвела на меня глубокое впечатление

Но галерист Александр Филиппов меня удивил, сказав, что долго искали и нашли среди настоящих кореянок не кривоногую и не жуткую на лицо девицу. Многим людям невдомёк, что вся Южная Корея - это хорошо откормленный и тщательно отритхтованный рашпилями и изрезанный скальпелями бывший северокорейский народ, недоедающий немножко витаминчиков в четырёх-пяти поколениях.

Галерист Александр Филиппов, SNEG в Брюсовом переулке


Наконец, пару недель назад я попал в галерею, она же Музей нонконформизма, коллекционерши Нади Брыкиной. Эта красивая женщина, прожившая большую часть жизни с швейцарским бизнесменом в нейтральной и богатой альпийской стране, собирает искусство советских художников-шестидесятников уже полвека. Предмет её гордости - работы художника Марлена Шпиндлера. Она им буквально очарована и рассказывала мне в основном о нём. Я вежливо слушал.

Коллекционер и хозяйка Музея нонконформизма на Мясницкой Надя Брыкина

Марлен Шпиндлер, полагаю, так видел собачек

Композиция шестидесятника Владимира Яковлева

........

© Аргументы Недели