menu_open
Columnists Actual . Favourites . Archive
We use cookies to provide some features and experiences in QOSHE

More information  .  Close
Aa Aa Aa
- A +

«Приеду сделать вам предложение»:сын императора Николая II успел найти для себя пару

11 0
12.08.2024

«Пятый ученик»

Сохранилось кое-какое эпистолярное наследие наследника престола — его письма, дневники, записки. Из них можно «от первого лица» узнать некоторые подробности о жизни Алексея, о его желаниях, об отношении к окружающим людям.

Вот, например, три письма, отправленные из Тобольска, где царская семья находилась в ссылке, прежнему учителю русского языка Петру Петрову, оставшемуся в Петрограде.

27 ноября 1917 г.: «Очень благодарю Вас за письмо... Я очень извиняюсь, что я Вам не писал раньше, но я в самом деле очень занят. У меня каждый день 5 уроков… и как только я освобождаюсь, я бегу на улицу. День проходит незаметно. Как вы знаете, я занимаюсь с Клавдией Михайловной (К.М.Битнер — преподавательница младших детей императора. — А.Д.), по русск., по ариф., по истор. и геогр. Крепко обнимаю. Поклон всем. Часто вспоминаю Вас».

19 декабря 1917 г.: «Поздравляю Вас с наступающим праздником и Новым годом… Пока у нас очень мало снегу, и поэтому трудно выстроить гору. Джой (любимая собака цесаревича. — А.Д.) толстеет с каждым днем, потому что он ест разные гадости из помойной ямы. Все его гонят палками. У него много знакомых в городе, и поэтому он всегда убегает. Я Вам пишу во время французского урока, потому что у меня почти нет свободного времени, но когда будут каникулы, я Вам буду писать чаще. Поклон и поздравление учителям. Храни Вас Господь! Ваш пятый ученик (такая зашифрованная подпись имеет простое объяснение: первые четыре ученицы Петрова — это царские дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. — А.Д.)».

7 января 1918 г.: «Пишу Вам уже третье письмо. Надеюсь, что Вы их получаете. Мама и другие Вам шлют поклон. Завтра начнутся уроки. У меня и сестер была краснуха, а Анастасия одна была здорова и гуляла с Папой. Странно, что никаких известий от Вас не получаем. Сегодня 20 гр. морозу, а до сих пор было тепло… Храни Вас Господь Бог! Ваш любящий Алексей».

Уцелели также письма «маленького» фрейлине Анне Вырубовой.

24 ноября 1917 г.: «Часто вспоминаем, скучаем… Днем пилим дрова для ванны. Давно выпал снег. День проходит незаметно…»

22 января 1918 г.: «…Сегодня 29 град. мороза, и сильный ветер и солнце. Гуляли — ходил на лыжах по двору. Вчера играл с Татьяной и Жиликом (ласковое прозвище учителя Пьера Жильяра. — А.Д.) французскую пьесу. Все готовят еще другие комедии. Есть у нас хороших несколько солдат, с ними я играю в караульном помещении в шашки. Нагорный (матрос-дядька наследника Климентий Нагорный. — А.Д.) спит со мной… Пора идти к завтраку. Целую и люблю».

По примеру старших наследник престола вел дневник. На это его «спровоцировала» императрица, подарившая сыну в декабре 1915-го на Рождество красивую тетрадь — «памятную книжку», выпущенную типографским способом специально для ежедневных записей. На обложке она оставила автограф: «Первый дневник моего маленького Алексея. Мама». Заполнять страницы цесаревич начал с 1 января 1916 года и потом довольно регулярно занимался этим.

«Памятные книжки» (каждая рассчитана на год) сохранились. Дневник за 1917-й, который нашли в доме Ипатьева, даже изучали тщательно члены группы белогвардейского следователя Соловьева, которые вели дело об убийстве императора Николая II и его семьи.

Конечно, каких-то особо значимых сведений из повседневных записей Алексея почерпнуть нельзя. Это всего лишь лаконичная констатация фактов подростком, краткая хронология событий в повседневной его жизни. И все-таки отдельные фрагменты добавляют красок к трагической царской эпопее.

11 апреля 1916 г. (понедельник Светлой недели): «Встал в 10 ½ ч. (еще бы, после ночной пасхальной службы! — А.Д.). Гулял. Завтракал в 12 ч. со всеми. В 2 ч. были на христосовании в Большом дворце. Христосовался с офицерами моих частей (цесаревич был шефом нескольких полков. — А.Д.), с атаманами (мальчик имеет в виду военнослужащих лейб-гвардии Атаманского полка, для которых существовало прозвище атаманцы. — А.Д.)... Потом пошли в лазарет. Маша (великая княжна Мария. — А.Д.) раздавала яйца...»

29 мая 1916 г.: «Был в церкви. Проводил Папа в штаб. Потом играл в саду... В 3 ч. на вокзале обошел 1 эшелон, потом пошли рассматривать поезд Пуришкевича, библиотеку и аптеку (депутат Думы Владимир Пуришкевич в годы войны организовал санитарный поезд для эвакуации раненых в тыл. — А.Д.). Гулял в саду. Потом читал по-русски».

1 августа 1917 г.: «Приехал Керенский и сказал, что надо ехать. В 6 ч. 10 м. утра уехали из Царского Села в поезде. Когда тронулся поезд, все........

© Московский Комсомолец


Get it on Google Play